Развитие произносительной стороны речи

Вашему ребёнку пошел третий год. И вы начинаете замечать, как меняются его отношения с окружающими. Все чаще и чаще в его речи появляются фразы: «Я думаю», «Я хочу». Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Возрастает понимание ребенком речи. Он понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. В речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы.

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребёнка. Происходит это потому, что ещё недостаточная подвижность его артикуляционного аппарата (движений мышц языка, губ, нижней части челюсти), и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков. Ребенок заменяет «трудные» звуки более «лёгкими» для произношения: р на л (рыба — лыба), шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками (шуба — сюва, жук — зюк, санки — сянки), нередко встречается общая смягченность речи. Ошибки и замена произнесения звуков очень разнообразны. Однако уже в этом возрасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки: гласные — а, у, и, о, согласные — м, п, б, т, д, н. в, ф, к, г, х.
Помимо названных ошибок, дети испытывают затруднения при произнесении так называемых многосложных слов, то есть слов, включающих в свою структуру два и более слогов. Дети не всегда могут воспроизводить правильно слоговую структуру слова, они начинают укорачивать слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки (атобус — вместо автобус, сафоль — фасоль, мненожко —немножко). Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, либо же, наоборот, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох ребёнка укорочен. Тем не менее большинство детей ужо неплохо вслед за взрослыми воспроизводят различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Склонность ребёнка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Прежде чем перейти к упражнениям по развитию произношения, необходимо отметить, что все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым «физиологическим нарушениям речи», которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако наряду с этими нарушениями на данном этапе у ребенка может наблюдаться неправильное формирование отдельных звуков, а иногда даже полное отсутствие речи. В этом случае вам надо обязательно обратиться к специалисту — логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, а при необходимости — начать незамедлительное лечение. В каких случаях вам нужно получить консультацию у логопеда?

  1. Если в возрасте двух лет ваш малыш все ещё не начал говорить.
  2. Во время речи вы видите, как у ребёнка между зубами высовывается кончик языка или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.
  3. 3. Когда ребёнок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, то есть ребёнок «гнусавит».
  4. Ваш ребёнок заикается.

Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *