Под стереотипами взаимодействия семьи понимают сообщения, коими члены семьи обмениваются между собой, например, муж улыбнулся жене, та в ответ показала язык – преамбула к сексу или скандалу. Любое событие в семье является сообщением. Грохот сковородок на кухне, например, может сигнализировать недовольство мамы.
Сообщения делятся на типы: одно, двухуровневые и многоуровневые. Примером одного уровня может быть звук громко хлопнувшей двери. Двухуровневый — звук хлопнувшей двери, плюс вопль вдогонку.
Один уровень является всегда словесным, второй – невербальным. Двухуровневые и многоуровневые сообщения бывают совпадающими – конгруэнтные и несовпадающие, то есть расходящиеся – неконгруэнтные. Например, на вопрос о том, как дела, следует улыбка и ответ, что все хорошо, значит конгруэнтное сообщение. А если же следует ответ, что все хорошо, но при этом опускают голову – сообщение неконгруэнтное.
Эти интеракции, то есть взаимодействия, часто бывают повторяющимися, а часто повторяющиеся стереотипы называют стереотипами взаимодействия.
В нормально функционирующей семье значительная доля стереотипов взаимодействия будет конгруэнтной. Радость в голосе, словах и на лице – конгруэнтный характер. Стереотипы взаимодействия, носящие конгруэнтный характер, являются ясными и понятными событиям в семье, так же понятны чувства и взаимоотношения. В семье торжествует мир и спокойствие, вырабатываются здравые решения, свободный обмен эмоциями.
В проблемной семье будет большая доля неконгруэнтных стереотипов рассогласованности. К примеру, придя домой, подросток говорит, что все нормально, но при этом смотрит в сторону. Это прямой повод к тревоге о том, что случилось. Растет эмоциональное напряжение, рождается семейная проблема. Если такая проблема есть у каждого члена семьи, происходит обмен неконгруэнтными сообщениями, напряжение усиливается, рождается патогенный стереотип взаимодействия внутри семьи. Не у кого найти поддержки. Такие стереотипы непременно приводят к тяжелым нарушениям рассогласованности в семье. В проблемной семье просматривается больший объем неконгруэнтных стереотипов.
Чтобы назначить правильную коррекцию нужно провести наблюдение за взаимодействием в семье, выбрать неконгруэнтность. Только держа под наблюдением всю семью в целом можно отследить стереотипы. Например, ребенку поступают не конгруэнтные сообщения, он не может проверить ситуацию взаимодействия, мама на словах говорит, что любит, но на деле показывает неприязнь. Ребенок мал, не в состоянии проверить точность послания, нарастает состояние растерянности, непонимания какой части послания верить.
Грамотный специалист сможет способствовать трансформации неконгруэнтных в конгруэнтные стереотипы.
Важность поддержания гармонии в семье понимают практически все, но далеко не все могут следовать этим путем. Часто причиной конфликтов и непонимания в семьях становятся ожидания, установки, стереотипы взаимодействия, заимствованные из родительских семей супругов. Они ложатся тяжким бременем на плечи партнеров и мешают развитию новых отношений до тех пор, пока страдания не заставят изменить семейный сценарий.